Итак, мои выводы после первого места моей официальной работы предпринимателем.
1. Отделить точку продаж и цех. Для того, чтобы в случае провала с точкой, не быть привязанной к цеху. По факту мы платили за аренду ещё одной кухни, никак её не используя.
Проблемы с тем, что нас залило, тоже бы не особо возникло в цеху, так как основной неприятный момент был бы в расплавленном шоколаде.
Дорогущий французский шоколад, кстати, тоже был ошибкой, я слила на него кучу денег, пока не поняла, что люди не видят особой разницы между классным французским и хорошим бельгийским шоколадом.
2. Тщательно изучить место для открытия кондитерской-кофейни. Как можно подъехать, убирают ли там зимой снег, кто живёт рядом, удобно ли до вас добраться. Наш основной маразм состоял в том, что люди, живущие в нашем доме, о нас не знали. Это произошло именно потому, что Наташа выбрала красивые окошки, выходящие на лес, а не во двор.
3. Начать с самых маленьких площадей, не пытаться сразу объять необъятное. Лучше несколько маленьких точек, чем одна большая. Ремонт тоже простейший. По возможности, просите арендодателя делать ремонт.
4. Цех лучше выбирать в нежилом помещении, очень желательно не в жилом доме. И очень-очень желательно, без соседей и одноэтажное. Это удобнее и для борьбы с грызунами и насекомыми, и, например, для подводки вентиляции.
Сейчас вентиляция в нежилом одноэтажном помещении на 52 квадратных метра обошлась нам в 30 000. В жилом доме это были бы сотни тысяч рублей.
5. По возможности, при встрече смотреть на человеческие качества собственника помещения.
6. Если вы — кофейня, нужно работать каждый день, и точка. Люди не запомнят ваш особый график.
7. Снимать розовые очки и всегда быть готовым к любому исходу. Но при этом не терять оптимизм.
Желаю нам всем успешного прибыльного бизнеса, богатых клиентов и адекватных партнеров!